16 апреля сотрудниками СОБР таможни в Хиславичском районе Смоленской области задержано четыре «большегруза» с 80-ю тоннами фруктов, следовавших из Белоруссии в Россию без фитосанитарных и товаросопроводительных документов. В трех из них, согласно маркировке на таре, перевозились польские яблоки и груши. В отношении перевозчиков таможней рассматривается вопрос о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП (несоблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров). Их ждет наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей. Товар подлежит уничтожению.
В четвертом грузовике страну происхождения яблок на месте определить не удалось. Груз следовал без документов и маркировки. Для дальнейших проверочных мероприятий и принятия решения груз передан сотрудникам Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям.
В Руднянском районе мобильной группой в составе должностных лиц отдела контроля за ввозом и оборотом товаров выявлена партия овощей (перец, лук порей, капуста брокколи, сельдерей) общим весом более 17 тонн «родом» из Танзании с фитосанитарными документами, вызвавшими по ряду признаков сомнение в их соответствии фактически перевозимому груз. Транспортное средство с товаром передано сотрудникам Россельхознадзора.
Еще два грузовика с сорока тоннами польского шпика свиного замороженного, следовавших с территории Белоруссии транзитом в Узбекистан, задержаны таможенниками утром 17 апреля на трассе М1 «Брест - Москва» и также переданы сотрудникам Россельхознадзора для дополнительной проверки, поскольку транзит этих товаров по территории РФ разрешается через пункты пропуска, расположенные на российском участке внешней границы Таможенного союза.
Статистика работы мобильных групп свидетельствует о нарастании потока ввоза товаров из списка продуктового эмбарго. Есть среди перевозчиков и те, кто повторно задерживался при ввозе санкционных товаров. Безусловно, одним из наиболее эффективных методов борьбы с этим может служить введение такой меры ответственности, как конфискация транспортных средств. По данному вопросу у законодателей пока нет единого мнения.