Филиал «Россети Центр Орелэнерго» продолжает цикл публикаций, в которых рассказывает историю развития орловской энергосистемы в контексте процессов, проходивших в стране со времен принятия в 1920 году плана ГОЭЛРО. На основании документов, хранящихся в Центральном орловском архиве и музее энергетики, мы расскажем, как Орловщина прошла путь от самых истоков развития энергетики до современного периода, не скрывая ни успехов, ни ошибок, ни трудностей этого перехода.
Включение новых абонентов к электросети шло с 1917 г. «самотёком». Спрос на освещение был большой. С октября 1917г. по октябрь 1918г. электростанция сверх нагрузки была вынуждена присоединить свыше 300 новых абонентов.
Орловская городская электростанция, оборудованная тремя машинами системы «Вестингауз», общей мощностью 750 л.с. в октябре 1917 г. перешла в ведение городского совета. Крайне изношенное состояние оборудования заставило городские власти задуматься об оснащении электростанции дополнительно. В 1921г. с завода Хрущёва (теперь завод им. Рыкова) был снят добавочный дизель-мотор мощностью в 120 л.с. и передан на электростанцию. В 1922г. был установлен ещё один дизель мощностью 300 л.с., заказанный на одном из ленинградских заводов.
Выработка электроэнергии с 1 млн кВт*ч в 1917г. постепенно увеличивалась. Проведена реконструкция Орловской электростанции, построено новое здание на Воздвиженской площади. Общая мощность дизельных установок составила 3380 л.с., выработка электроэнергии доведена с 1 млн. кВт*ч. в 1917г. до 5 млн. кВт*ч. в 1930г. Соответственно этому возросло и число абонентов – с 3 тыс. в 1917г. до 10 тыс. в 1930г.
Станция снабжала город постоянным и переменным током, но к концу 1931г. перешла исключительно на переменный ток. В связи с этим на Коломенском заводе был заказан ещё один дизель мощностью 1400 л.с., который установили в 1932 году.
Перед Орловщиной стояли задачи индустриализации: вместе со всей страной трудящиеся одобрили решения XIV съезда партии и наметили пути развития промышленности в губернии.
Повышению трудовой активности рабочих в первые годы индустриализации способствовало проведение различных производственных конкурсов. Комсомольцы завода им. Медведева явились инициаторами проведения конкурса на лучшего по профессии. Первый конкурс был проведён среди слесарей. Победителей награждали грамотами, повышали квалификационный разряд. Почин медведевцев был поддержан на всех предприятиях Орловщины. Медведевцы значительно усовершенствовали конструкцию производимого ими плуга, по новизне он был тогда единственным в стране. В 1928г. завод получил Почётную грамоту и первую премию во Всесоюзном конкурсе на лучшее предприятие СССР.
В течение первых двух лет индустриализации промышленность губернии работала безубыточно. В 1927г. в Урицком районе был построен Городищенский завод первичной обработки конопли, начали действовать новые цеха на заводе Медведева… Однако, мощности орловской электростанции по-прежнему не хватало для того, чтобы обеспечить все потребности промышленных предприятий. Поступают жалобы рабочих и представителей орловского горсовета о том, что руководство электростанции бездействует, коммунальные платежи высокие, а подача электричества в дома и на предприятия происходит со значительными сбоями.
Тем не менее электростанция выполняла 90% своих производственных заданий по снабжению города электроэнергией, а по сравнению с 1912г. выполняет на 214%, а с 1916г. на 126%, хотя 1916г. был самым работоспособным годом у Бельгийского общества при наличии всего парового и нефтяного оборудования.
Такая высокая производительность в работе электростанции достигнута исключительно благодаря героическим усилиям и сознательности самих рабочих и технического персонала.
«Устранение неполадок в работе электростанции возможно лишь путём капитального её переоборудования и расширения, о чём уже три года ведётся переписка с представительствами всех заинтересованных ведомств, но вопрос остался открытым из-за отсутствия средств», - так отвечало на вопросы горсовета руководство электростанции.
Итак, процесс электрификации Орловщины отличался немалыми трудностями. После выделения Брянской губернии Орловская стала аграрной, промышленность в ней была представлена лишь небольшими заводами и фабриками, находившимися преимущественно в Орле и Ельце. Действовавшие предприятия не могли работать в полную мощность из-за нехватки сырья, топлива, квалифицированных рабочих. Металлообрабатывающие заводы выполняли план на 40-45%. Отсутствие топлива привело к закрытию кирпичных и черепичных заводов, производивших основной строительный материал на Орловщине. В связи с этим встаёт вопрос: «А можно ли электрифицировать сельское хозяйство, поскольку губерния земледельческая?». На страницах областного издания даётся чёткий ответ: «Сельское хозяйство можно электрифицировать всё целиком!» (Орловская правда. 1924 г. 17 августа).