В этом году исполняется 165 лет со дня рождения и 95 лет со дня смерти удивительной женщины, благотворительницы, коллекционера и подвижницы — княгини Марии Клавдиевны Тенишевой.
С 8 по 16 июня 2023 года в Париже пройдут мероприятия, посвящённые памяти Княгини Марии Тенишевой.
Проведёт эту «тенишевскую» неделю культурный Фонд имени Братьев Могилевцевых (г.Брянск), который занимается популяризацией наследия русских меценатов.
Многогранность талантов и деяний этой женщины продолжает поражать и сегодня, когда нам кажется, что тогда, сто лет назад «они» мало что успевали, ведь скорости были не те.
Но после знакомства с деятельностью княгини Тенишевой, становится ясно: если ты понял своё предназначение — расстояния и время не помеха.
Мария Клавдиевна оставила нам огромное культурное и духовное наследие: музей «Русская старина» в Смоленске, подаренный ею городу ещё при жизни, удивительное место — Талашкино, с храмом Святого духа — чудесный уголок смоленской земли, где творили великие современники княгини (Рерих, Стравинский, Врубель, Малютин и другие), где шла активная духовная и творческая жизнь.
Мария Клавдиевна написала знаменитую книгу об эмалях («Эмаль и инкрустация»; первое издание было в 1930г.), интереснейшие мемуары «Впечатления моей жизни», которые заканчиваются последним днём 1917 года.
Княгиня Тенишева умела объединять и вдохновлять творческих людей: тому подтверждением её портреты кисти Репина, Коровина, Врубеля, Серова!
Мария Клавдиевна была опорой журнала «Мир искусства», поддерживала Дягилева, с которым было непросто сотрудничать, помогала выживать А.Бенуа, С.Малютину, И.Репину.
У княгини было чутьё на таланты: она первая заметила и поддержала Михаила Врубеля!
И всё это одновременно с созданием знаменитых талашкинских мастерских вышивки и кустарных изделий, для которых она открыла в Москве на Кузнецком магазин «Родник».
Не забывала Мария Тенишева и об образовании: княгиня основала школу, где детей обучали по редкой, по тем временам, серьёзной программе, с предметами, которые не преподавали в других российских школах.
Мария Клавдиевна была убеждена в необходимости образования для всех слоёв населения.
Княгиня, ещё задолго до эмиграции в 1919г., знала и любила Францию: Мария Клавдиевна училась в Париже в студии певицы Маркези (1881г.), затем в Академии живописи Жюлиана (1896г.).
Во Франции были опубликованы научные труды её второго мужа — князя Вячеслава Николаевича Тенишева, который, будучи инженером, основателем брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода, был ещё известен как социолог и этнограф.
Князь и княгиня всю жизнь служили на благо своей любимой страны.
Вот один из примеров их совместной деятельности: князь В. Тенишев был назначен Генеральным Комиссаром русского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. И Русский отдел оказался одним из самых посещаемых, завоевав большое количество наград.
Подготовку к этому мероприятию они начали за три года, поселившись в Париже, где, помимо выставки, успевали участвовать в работе многих французских обществ: музыкальных, спортивных, благотворительных.
Княгиня Мария Тенишева, издавна увлекавшаяся техникой изготовления эмалей (и защитившая впоследствии знаменитую диссертацию на эту тему), познакомилась во Франции с такими известными личностями как Р. Лалик, художник Ж. Кларан (преданный поклонник Сары Бернар, который привёл театральную диву на выставку, где были представлены вышивки смоленских мастериц, и С. Бернар, поражённая их красотой, купила много талашкинских изделий для своей коллекции), с певицей И. Жильбер (всем известной по картинам Тулуз-Лотрека) и многими другими.
Княгиня Мария Тенишева стала единственным русским собирателем из дореволюционной России, которому удалось устроить грандиозную (по тем временам), выставку в Лувре (павильон де Марсан, музей декоративно-прикладных искусств). Она продолжалась с мая по октябрь 1907 года и привлекла внимание 78.000 посетителей.
После такого успеха правительство Франции предлагало Тенишевой купить её коллекцию для размещения в любом, по её выбору, парижском музее. Но княгиня хотела вернуть коллекцию в Россию, поэтому всё ограничилось покупкой Лувром лишь нескольких изделий талашкинских мастерских.
К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех деяниях этой замечательной личности.
Удивительно, но долгие годы её имя было забыто: о Морозове, Мамонтове помнили, а о ней нет.
И вдруг, благодаря многим сотрудникам музеев, почитателям этой удивительной личности, собирателям, её имя вновь вернулось к широкой публике. Мне кажется, что не могло быть иначе: Мария Тенишева, своими деяниями, шагнула в будущее ещё тогда, в так любимой ею России.
Закончить статью мне хочется словами из телеграммы И. Репина, адресованной Марии Клавдиевне Тенишевой: «Слава делам княгини»!
Текст: Татьяна Барышева, специалист по русскому искусству.
Участники событий и другие указанные лица: