В текущем году страна отметит 80-летие Курской битвы, которая стала переломным событием в борьбе с нацистской агрессией.
По словам Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, именно на Огненной дуге наши бойцы сокрушили и наголову разбили отборные вражеские части, показали беспримерный героизм и доблесть, открыли дорогу к долгожданной Победе.
События, происходившие в июле-августе 1943 года в районе Курска, Орла, Белгорода, Харькова, принято считать одним из крупнейших сражений Великой Отечественной войны (1941–1945), которое закончилось разгромом двух крупных немецких группировок войск — орловской и белгородско-харьковской. Достигнутый успех послужил основанием для последующего мощного наступления Вооружённых Сил СССР на всём советско-германском фронте. Оно положило конец последним надеждам германского командования на возможность вывода Советского Союза из войны. Так закончилась попытка немцев вернуть потерянную под Сталинградом стратегическую инициативу. После понесённого поражения противник был вынужден перейти к обороне, потеряв всякую надежду на победу в развязанной им кровопролитной войне.
По своему характеру Курская битва делится на оборонительный период и период контрнаступления. В ходе ведения обороны Красная армия осуществила две фронтовые оборонительные операции: с 5 по 10 июля на орловско-курском и с 5 по 23 июля 1943 года на белгородско-курском направлениях. После успешного проведения оборонительных боёв советские войска перешли в контрнаступление, которое проходило на орловском направлении с 12 июля по 18 августа и на белгородско-харьковском направлении с 3 по 23 августа 1943 года.
Битве под Курском предшествовали успешные действия советских войск зимой 1942–1943 годов, в первую очередь по разгрому вражеской группировки под Сталинградом. Стремясь восстановить пошатнувшееся положение, германское командование приняло решение о проведении в летнюю кампанию 1943 года очередного масштабного наступления, подготовка к которому началась уже в марте 1943 года. Для него был выбран центральный участок советско-германского фронта в районе Курска, где образовался выступ. Переоценивая его значение, руководство нацистской Германии решило двумя мощными ударами из районов Орла и Белгорода-Харькова в общем направлении на Курск окружить и уничтожить советские войска, занимавшие оборону в данном районе, затем разбить подходящие резервы и захватить стратегическую инициативу в свои руки.
К лету 1943 года против Курского выступа неприятелем были развёрнуты три армии: 9-я, 2-я и 4-я танковая. Совокупная численность вражеских сил, спланированных к участию в наступлении, по данным отечественных исследователей, составляла порядка 50 дивизий, имевших в своём составе около 900 тыс. человек, 2700 танков и 10 тыс. орудий. Их поддерживали силы 4-го и 6-го воздушных флотов, располагавшие примерно 2000 боевых самолётов.
С северного фаса выступа удар наносила 9-я немецкая армия, с южного — 4-я танковая и оперативная группа «Кемпф». Силы 2-й армии, действуя на широком фронте, должны были сковывать войска Красной армии в центре выступа.
План немецкого летнего наступления 1943 года был советским командованием раскрыт. Анализ обстановки позволил принять правильное решение о целесообразности встретить неприятеля на заранее подготовленном оборонительном плацдарме, ослабить его силы и затем в ходе решительного контрнаступления нанести ему поражение.
Исходя из этого, подготовка обороны Курского выступа советскими войсками началась в апреле 1943 года и продолжала совершенствоваться вплоть до дня начала сражения. Оборону северного фаса выступа осуществляли силы Центрального фронта (командующий генерал армии К.К. Рокоссовский), южного — Воронежского фронта (командующий генерал армии Н.Ф. Ватутин). Суммарно их силы насчитывали порядка 1 337 тыс. человек, 19,9 тыс. орудий и миномётов, 3600 танков и самоходно-артиллерийских установок. В их тылу располагались крупные резервы, объединённые в Степной военный округ, преобразованный 9 июля во фронт (командующий генерал армии И.С. Конев), насчитывавшие порядка 492 тыс. человек, 3950 орудий, 4170 миномётов калибра от 82-мм и выше, 1390 танков и САУ. Поддержку с воздуха осуществляли части и соединения 2-й и 16-й воздушных армий, а также часть сил 17-й воздушной армии и авиации дальнего действия. Всего около 2900 самолётов.
В рамках подготовки к вражескому наступлению была проделана огромная работа по инженерному оборудованию местности и созданию армейских и фронтовых оборонительных полос, промежуточных и отсечных позиций. Значительное внимание уделялось организации противотанковой обороны, основу которой составляли противотанковые оборонительные рубежи с сильными противотанковыми опорными пунктами, хорошо насыщенными противотанковой артиллерией. В значительном количестве применялись противотанковые мины и различные противотанковые заграждения.
Проведённые мероприятия лишили неприятеля фактора внезапности и не дали ему возможности создать ни на одном участке фронта подавляющего превосходства в силах, что стало залогом последующих успешных действий частей и соединений Красной армии.
Сражение под Курском началось 5 июля одновременно на северном и южном фасах выступа. В этот день немецкое командование бросило в наступление свои основные группировки: орловскую против Центрального фронта и белгородско-харьковскую против Воронежского фронта. Обе группировки неприятеля в результате концентрических ударов должны были соединиться в районе Курска и завершить окружение всей основной массы советских войск, располагавшихся на выступе.
Сражение на орловско-курском направлении развернулось на 40-километровом фронте на глубину до 12 км. 5 июля противник в составе 41-го, 47-го танковых, части сил 46-го танкового и 23-го армейского корпусов перешли в наступление с фронта Красная Слобода, Верх. Тагино. Главный удар наносился в направлении на Ольховатку. Вспомогательные удары направлялись на Малоархангельск и на Гнилец.
Боевые действия на данном участке Курского выступа распадаются на три этапа.
Первый этап — бои 5 и 6 июля на главной оборонительной полосе.
В течение 5 июля неприятелю удалось на направлении главного удара вклиниться в глубину обороны советской 13-й армии на 6–8 км и подойти ко второй оборонительной полосе. На следующий день войска Центрального фронта частью своих сил осуществили контрудар по вклинившемуся противнику. Хотя он и не привёл к восстановлению исходного положения, тем не менее, нанёс врагу чувствительный урон. Вследствие больших потерь, противник был вынужден значительно сократить фронт активных действий и отказаться от наступления на Малоархангельск и Гнилец.
Второй этап — бои 7 и 8 июля.
В эти дни германские войска пытались прорвать вторую полосу обороны 13-й армии в направлении на Ольховатку и Поныри. Здесь неприятель смог продвинуться всего на 2–4 км и незначительно вклиниться в глубину второй полосы обороны в районе Поныри, Саборовка. Однако этот незначительный успех стоил больших потерь, в результате которых противнику пришлось к исходу 8 июля отказаться от дальнейшего продолжения наступления и перейти к обороне.
Третий этап — с 9 по 17 июля.
В ходе него командование Центрального фронта подготовило и осуществило контрнаступление, в результате которого было восстановлено исходное положение до начала немецкого наступления. Выполнение указанной задачи во многом было облегчено переходом 12 июля 1943 года в наступление войск Брянского и левого фланга Западного фронтов в общем направлении на Орёл.
Сражение на белгородско-харьковском направлении развернулось на фронте протяжённостью около 90 км и глубиной до 35 км. Здесь оно началось на двух относительно самостоятельных направлениях. Стремясь прорваться к Курску с юга германское командование главный удар наносило вдоль шоссе Белгород — Обоянь — Курск против советской 6-й гвардейской, а впоследствии и 1-й танковой армий. Вспомогательный удар наносился на корочанском направлении против войск 7-й гвардейской, а впоследствии и 69-й армий.
На направлении главного удара действовали основные силы немецкой 4-й танковой армии: 48-й танковый корпус и танковый корпус СС, а также 52-й армейский корпус. На вспомогательном направлении действовали 3-й танковый и 11-й армейский корпуса.
Боевые действия на Воронежском фронте также распадаются на три основных этапа.
Первый — бои с 5 по 9 июля на обояньском и корочанском направлениях.
В результате многочисленных атак 5 и 6 июля противник смог прорвать главную оборонительную полосу 6-й гвардейской армии и выйти ко второй полосе, занятой вторыми эшелонами армии и фронтовыми резервами. С 7 по 9 июля неприятель неоднократно её атаковал, но прорвать не смог. 10 июля германское командование было вынуждено отказаться от дальнейшего наступления на этом направлении и перейти к обороне.
Одновременно с обояньским направлением активные боевые действия развернулись и на корочанском направлении. Здесь неприятель к исходу 6 июля смог форсировать Северский Донец на участке Солотино, Пристень и подойти ко второй полосе обороны 7-й гвардейской армии. К исходу 9 июля противник узким клином смог выйти в район Мелехово и оттеснить советские части к реке Липовый Донец.
Второй — бои с 10 по 12 июля на прохоровском направлении.
В результате неудачи с прорывом на Обоянь противник перенёс свои усилия на прохоровское направление, намериваясь пробиться к Курску окружным путём через Прохоровку. 11 и 12 июля на данном направлении проходили ожесточённые танковые бои, которые для неприятеля были неудачными. 12 июля стало днём окончательного кризиса немецкого наступления, когда германскому командованию пришлось отказаться от выполнения намеченной задачи — прорваться к Курску с юга.
Третий этап — бои с 13 по 15 июля 69-й и 5-й гвардейской танковой армий в районе Лески, Гостищево, Шахово, Ржавец и последовавшее за этим наступление Воронежского и Степного фронтов с 17 по 23 июля.
Целью боёв с 13 по 15 июля являлось парирование попыток неприятеля окружить 48-й стрелковый корпус 69-й армии, оборонявший узкий выступ, образованный течением рек Липовый Донец и Северский Донец, что и было сделано, когда части корпуса 15 июля с боями вышли из образовавшегося мешка.
16 июля германское командование стало отводить свои соединения из данного района на ранее занимаемый рубеж. Воспользовавшись сложившейся благоприятной обстановкой войска Воронежского и Центрального фронтов с 17 по 23 июля предприняли успешные наступательные действия и полностью очистили от неприятеля территорию, захваченную им в ходе наступления, восстановив исходное положение.
Успешное завершение оборонительных действий создало благоприятные условия для советского командования на проведение уже собственных наступательных операций.
12 июля войска левого крыла Западного и Брянского фронтов, а 15 июля и войска правого крыла Центрального фронта перешли в наступление с целью ликвидации орловского стратегического плацдарма противника и разгрома оборонявшей его группировки немецких войск.
Данное наступление развивалось в основном на двух главных направлениях: болховском и орловском. Оно слагалось из четырёх этапов:
1) Болховская операция (12–30 июля), включавшая в себя прорыв обороны противника войсками 11-й гвардейской и 61-й армий, развитие успеха в глубине обороны, охват и разгром болховской группировки врага.
2) Действия левого крыла Западного фронта на карачевском направлении (20–30 июля), ввод в бой 11-й армии на хвастовичском направлении и наступление на населённый пункт Карачев.
3) Орловская операция (12 июля — 5 августа), завершившаяся освобождением Орла. Она была осуществлена войсками 3-й и 63-й армий Брянского фронта при содействии 13-й, 48-й, 70-й и 2-й танковой армий Центрального фронта.
4) Преследование противника (6–18 августа) войсками Брянского и Центрального фронтов, включавшее в себя крупные бои под Хотынцом (6–11 августа) и под Карачевым (12–16 августа) и выход советских войск на подступы к Брянску.
Контрнаступление войск Воронежского и Степного фронтов, закончившееся разгромом 4-й немецкой танковой армии и армейской группы «Кемпф» и ликвидацией белгородско-харьковского плацдарма, происходило с 3 по 23 августа 1943 года. Бои развернулись на обширной территории и завершились освобождением Белгорода и Харькова.
Данная наступательная операция по характеру действий делится на три этапа.
1) Бои с 3 по 7 августа. Прорыв немецкой обороны и ликвидация основных неприятельских узлов сопротивления на харьковском направлении. Освобождение Белгорода.
2) Бои с 8 по 11 августа. Развитие наступления, расчленение белгородско-харьковской группировки неприятеля и выход подвижных соединений Воронежского фронта на вражеские коммуникации в районе населённых пунктов Богодухов, Высокополье и Ковяги. Развитие наступления Степного фронта на Харьков, выход к внешнему обводу его обороны и начало боёв на подступах к нему.
3) Бои с 12 по 23 августа. Отражение контрударов противника на Богодухов и манёвр правого крыла Воронежского фронта. Бои за Харьков и его освобождение.
Наступательные операции войск Красной армии под Орлом и Харьковом стали важнейшим решающим этапом Курской битвы, являясь органической частью общего замысла летнего сражения на Курском выступе. Анализ всего хода боевых действий показывает, что в июле–августе 1943 года советским командованием успешно были применены в тесной взаимосвязи три основные формы борьбы: оборона, контрнаступление и наступление большого стратегического размаха. В них приняли участие войска пяти советских фронтов, боевые действия развернулись на фронте протяжённостью более 600 км, а глубина операций к моменту завершения поставленных задач достигала 180 км.
Достигнутые цели Курской битвы вполне обоснованно позволяют связывать её с коренным переломом в войне, позволившим перейти к последующему решительному разгрому врага и достижению безоговорочной его капитуляции.
Следует отметить, что завязка Курской битвы началась во второй половине дня 4 июля 1943 года на южном фасе выступа, когда передовые группы немецкой 4-й танковой армии при поддержке артиллерийского огня попытались сбить боевое охранение советской 6-й гвардейской армии. Не выдержав натиска врага, боевое охранение на ряде участков отошло, что позволило противнику приблизиться к переднему краю обороны. На других участках попытки отбросить охранение потерпели неудачу. Одновременно неприятель провёл активные разведывательные действия и на остальных участках Курского выступа, где он планировал на следующий день начать наступление.
Стремясь упредить противника в развёртывании, советское командование приняло решение о проведении артиллерийской контрподготовки, которая на Воронежском фронте была начата в 22 часа 30 минут 4 июля 1943 года и продолжалась пять минут. Проверить её эффективность было сложно из-за быстро наступившей темноты.
В итоге к исходу дня 4 июля немецкие войска не смогли полностью выполнить все свои задачи. Бои по ликвидации боевого охранения 6-й гвардейской армии остались незавершёнными, что не позволило до конца обеспечить выгодное исходное положение для развёртывания главных сил непосредственно перед передним краем советской обороны.
С целью ослабить ожидаемый удар неприятеля по советским оборонительным позициям командованием Красной армии было принято решение нанести упреждающий артиллерийский удар и на северном фасе выступа. 5 июля 1943 года в 2 часа 10 минут артиллерийская контрподготовка началась на Центральном фронте. Однако, несмотря на понесённые потери, враг не отказался от своих намерений и в 4 часа 30 минут начал свою артиллерийскую подготовку атаки, которая продолжалась один час. В ответ в 4 часа 35 минут советская артиллерия снова начала стрельбу, вклинившись своим огнём в артиллерийскую подготовку противника, сильно её дезорганизовав и ослабив.
В 3 часа артиллерийская контрподготовка повторно была проведена и на Воронежском фронте. Одновременно Военно-воздушные силы Красной армии нанесли удары по немецким аэродромам.
На обоих участках Курской дуги проведённые артиллерийские контрподготовки в определённой степени нарушили систему управления противника. В результате этого наступление его частей утром 5 июля началось с опозданием и в разное время.
На северном фасе неприятель, при поддержке своей авиации, пошёл в атаку в 5 часов 30 минут, в направлении на Ольховатку, Малоархангельск и Гнилец. При этом главный удар им наносился в общем направлении на Ольховатку по позициям 13-й армии. К полудню ему удалось силами до 60 танков выйти на Поныри, около 40 танков прорвались в район Подолянь. Личный состав 15-й и 81-й стрелковых дивизий, принявших на себя основной удар, оказывая сильное сопротивление, медленно стал отходить на юг и юго-восток. К исходу дня противник, будучи сильно обескровлен упорными боями первого дня, достигнув второго армейского оборонительного рубежа, был вынужден прекратить атаки до утра следующего дня.
В 5 часов 30 минут, одновременно с наступлением на Ольховатку, противник нанёс вспомогательный удар на восток — на Малоархангельск. Здесь наиболее активные действия развернулись в районе Александровка, Согласный и ст. Малоархангельск. В результате кровопролитных боёв командованию 13-й армии удалось удержать обороняемые позиции. В 9 часов 30 минут против
ник нанёс сильный удар по правому флангу советской 70-й армии. Наиболее интенсивные бои развернулись в районе населённого пункта Гнилец. В середине дня в результате сильного давления вражеских войск части Красной армии были вынуждены частично отойти со своих позиций.
В итоге, в первый день наступления враг не смог прорвать оборону правого крыла Центрального фронта. Ценой существенных потерь он лишь на ольховатском направлении продавил позиции на 6–8 км и вынужден был остановиться. По советским данным в результате мужественного сопротивления войск 13-й и 70-й армий противник в течение дня потерял около 15 тыс. человек убитыми и ранеными, порядка 100 танков и 106 самолётов.
5 июля в 6 часов утра неприятель перешёл в наступление и на Воронежском фронте. Сильный удар был нанесён в полосе 22-го стрелкового корпуса в направлении на Коровино и Черкасское. Здесь противником были задействованы в значительном количестве новые тяжёлые танки «Тигр» и самоходные орудия «Фердинанд» в качестве средств огневого прикрытия боевых порядков наступавших подразделений. К исходу дня наши части были вынуждены оставить Черкасское.
Второй удар был нанесён в направлении Яхонтов, Берёзов, Козьмо-Демьяновка. Наиболее упорные бои развернулись в районе населённых пунктов Яхонтов и Берёзов, где оборонялись части 52-й гвардейской стрелковой дивизии. К исходу дня они были вынуждены отойти и занять новый рубеж обороны по западному берегу реки Ворскла, Гонки, Каменский. Для усиления обороны на этом направлении командование фронта выдвинуло вперёд подразделения 51-й гвардейской стрелковой дивизии, занимавшей ранее участок обороны во второй армейской полосе.
Одновременно с двумя основными ударами, неприятель 5 июля провёл ряд наступательных боёв и на других участках Воронежского фронта с целью обеспечения флангов своих главных ударных сил. Существенного успеха они не имели.
По советским данным немецкие потери в первый день сражения в полосе Воронежского фронта составили около 10 тыс. убитых и раненых солдат и офицеров, до 200 танков и примерно 180 самолётов.
Текст: С.А. Тарасов, Советник РАРАН
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: