11 июля 1943 года обстановка на северном фасе Курского выступа продолжала оставаться относительно стабильной.
Противник закреплялся на достигнутых рубежах, отказавшись от выполнения задачи — прорыва к Курску с севера.
В свою очередь, советское командование завершало подготовку к началу своей наступательной операции по разгрому орловской группировки неприятеля силами левого крыла Западного, Брянского, а впоследствии и Центрального фронтов. Начало наступления было намечено на 12 июля. За день до него наши войска произвели силовую разведку боем на всех участках, намеченных для прорыва. Целью такой разведки было: вскрыть огневую систему противника и установить истинное расположение его переднего края.
11 июля выделенные от каждой дивизии первого эшелона батальоны атаковали неприятеля. В результате боёв, длившихся весь день, наши подразделения на целом ряде участков преодолели полосу заграждений и овладели первой линией траншей, которая, как и предполагалось, была занята лишь незначительными силами немцев. Затем они смогли подойти ко второй линии, где уже располагались основные вражеские силы. В результате советским войскам удалось определить истинный передний край оборонительной полосы противника и его систему огня, что позволило нашей авиации и артиллерии внести поправки в ранее подготовленные данные предстоящего артиллерийского и авиационного наступления.
На южном фасе выступа обстановка характеризовалась более интенсивными боевыми действиями.
В 09:00 неприятель возобновил свои атаки на позиции 90-й гвардейской стрелковой дивизии и 6-го танкового корпуса из района Верхопенье в направлении на северную окраину Берёзовки и Красный Узлив. При этом он сумел выйти на тылы 90-й гвардейской стрелковой дивизии. Личному составу последней пришлось занять круговую оборону и порядка пяти часов сражаться в условиях полуокружения. К исходу дня частям дивизии, во взаимодействии с 6-м танковым корпусом, с тяжёлыми боями удалось отойти за боевые порядки 184-й стрелковой дивизии, которая своим огнём остановила дальнейшее продвижение противника.
По мнению советского командования, данные наступательные действия врага против 6-го танкового корпуса и 90-й гвардейской стрелковой дивизии в районе Берёзовка следовало расценивать как попытку отвлечь внимание от прохоровского направления и стремление закончить выполнение задачи предыдущего дня по срезанию выступа, нависавшего над левым флангом его основной группировки.
Основные бои развернулись в районе Прохоровки. Западнее данного населённого пункта атакам подверглись боевые порядки 183-й стрелковой дивизии, 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и части сил 2-го танкового корпуса, которые были вынуждены оставить занимаемые позиции и отойти в районы Сторожевое, Ясная Поляна, Михайловка, Ямки и занять там новый рубеж обороны.
Южнее Прохоровки противник повёл своё наступление одновременно в двух направлениях: одна группа танков с пехотой из района Дальняя Игуменка, Мелехово наступала на Хохлово и Киселёво, другая — наносила удар в северном направлении на Ольховатка, Верхний Ольшанец.
Во второй половине дня, после целого ряда неудачных атак, противник смог занять Хохлово, оттеснив подразделения усиленного боевого охранения 89-й гвардейской стрелковой дивизии к восточному берегу Северского Донца. С наступлением темноты они переправились на другую сторону на соединение с основными силами дивизии. Части 92-й гвардейской стрелковой дивизии, оборонявшие Киселёво, отошли на северную окраину деревни, где продолжили сдерживать натиск врага.
Текст: С.А. Тарасов, Советник РАРАН
Исторические события: