24 января 1943 года началась Воронежско-Касторненская операция — наступательная операция советских войск по разгрому немецких и венгерских войск в районе Воронеж-Касторная.
Проводилась силами Воронежского (командующий — генерал-полковник Голиков) и Брянского (командующий — генерал-полковник Рейтер) фронтов.
В ходе Острогожско-Россошанской операции сложились благоприятные условия для советских войск: глубокий прорыв советских подвижных соединений к реке Осколу на участке Голофеевка-Валуйки и выход частей 40-й армии на северном фланге своего наступления к рубежу Костенки, Кочетовка, Семидесятное, Роговое, Шаталовка, Солдатское, Голофеевка образовали так называемый воронежский выступ.
Группировка противника, оборонявшая воронежский выступ, была значительной. Здесь находились соединения 13-го и 7-го армейских корпусов, а также остатки отступивших немецких и венгерских частей — всего около 12 дивизий общей численностью 125 тысяч человек. Вооружение группировки составляли 2100 орудий и миномётов, 4500 пулемётов, 65 танков. На этом участке фронта противник имел не менее 300 самолётов.
Как состав вражеской группировки, так и начертание линии фронта создавали для советских войск ряд преимуществ.
Замысел советского командования заключался в том, чтобы одновременными ударами с севера и юга в общем направлении на Касторную окружить и уничтожить основные силы врага. Результатом операции должно было быть освобождение от оккупантов всей территории между Воронежем и Касторной, овладение железнодорожной линией Елец-Валуйки и создание благоприятных условий для развития наступления на Курск и Харьков.
Для проведения Воронежско-Касторненской операции привлекались все силы Воронежского фронта — 38-я, 60-я и 40-я армии, 2-я воздушная армия, а также 13-я армия Брянского фронта и часть сил 15-й воздушной армии. Начало наступления было назначено на 24-26 января.
Четырём общевойсковым объединениям при поддержке авиации предстояло в короткий срок разгромить основные силы 2-й немецкой армии и остатки 2-й венгерской армии. Для создания внешнего фронта окружения главные удары наносили: с севера из района южнее Ливен войска 13-й армии генерал-майора Н.П. Пухова, а с юга из района Роговатое-Погорелое — 40-я армия генерал-лейтенанта К.С. Москаленко, усиленная 4-м танковым корпусом генерал-майора А.Г. Кравченко. Одновременно планировалось нанести два рассекающих удара по центру группировки противника в направлении Нижней Ведуги. Здесь с севера из района Тербуны готовились к наступлению части 38-й армии генерал-лейтенанта Н.Е. Чибисова, а с юга из района Яблочное — войска 60-й армии генерал-майора И.Д. Черняховского. На Черняховского также возлагалась задача по освобождению от оккупантов правобережной части Воронежа.
В соответствии с планом операции главный удар по вражеской группировке наносился с юга силами 40-й армии. Она и должна была начать наступление первой — утром 24 января. Другие армии переходили в наступление двумя сутками позже, когда будут перехвачены основные пути отступления врага и создан внешний фронт его окружения.
Войска 60-й армии располагались на фронте 100 километров. Им противостояли дивизии 13-го и 7-го немецких армейских корпусов — 8 пехотных дивизий численностью до 75 тысяч человек.
Оперативная директива требовала от командарма:
"Решительным ударом своего левого крыла с участка, принятого от 40-й армии, уничтожить противостоящего противника, выйти в район Нижней Ведуги, где соединиться с частями 38-й армии и совместно с ними завершить окружение и уничтожение воронежской группировки противника. Одновременно войсками правого крыла и центра армии сковать обороняющегося противника на фронте Кулешовка, Воронеж, Гремячье и не дать ему возможность снять отсюда часть сил для противодействия успеху 40-й армии".
Генерал Черняховский решил нацелить основной удар в обход Воронежа с юго-запада. Для этого на 25-километровом участке Рудкино-Семидесятное создавалась ударная группировка. В первый эшелон выдвигались 141, 232 и 322-я стрелковые дивизии, 253-я стрелковая бригада, 14-я и 150-я танковые бригады. Второй эшелон составляла 303-я стрелковая дивизия. На остальном 75-километровом участке армии оставались лишь части прикрытия — сводная курсантская бригада, а в черте Воронежа — 121-я и 100-я стрелковые дивизии, 8-я истребительная и 104-я стрелковая бригады. На эти четыре соединения возлагалась задача по разгрому врага в кварталах города и на воронежском плацдарме. При этом 104-я бригада, наносившая вспомогательный удар из района Березовки (Семилукские Выселки), должна была очистить от противника придонские населённые пункты Юневку, Малышеве, Устье, Петино, Орловку и этим содействовать успеху частей, наступающих на правобережную часть Воронежа.
Перегруппировка войск проходила только в ночное время. К утру 21 января основные силы частей были сосредоточены в указанных местах.
Войскам ударной группировки предстояло прорвать сильно укреплённую оборонительную полосу противника, где на переднем крае находились прочные опорные пункты Кочетовка, Семидесятное, Прокудинский, Парнишный, а в глубине — Никольское, Хохол. Командарм Черняховский рекомендовал командирам соединений не брать опорные пункты в лоб, а обходить с флангов.
В ночь на 22 января все части ударной группировки выдвинулись на исходные позиции.
Разведчики Роман Жуков, Анатолий Кронит и другие, которых отправили узнать об осведомлённости противника о грядущем наступлении, обстоятельно доложили всё, что видели в расположении гитлеровцев. Судя по всему, фашисты не догадывались о том, что их ждёт в ближайшие сутки. Это подтвердил и «язык» — гитлеровский ефрейтор.
В ту же ночь приступили к снятию минных заграждений подразделения 42-й инженерной бригады специального назначения. Глубокий снежный покров и крепкий мороз, непрерывные обстрелы сильно осложняли и без того трудную работу. Но весть о предстоящем наступлении удвоила мужество минёров.
Утро 24 января было морозным и метельным. Непогода не позволяла использовать авиацию, а артподготовка оказалась недостаточно эффективной. Когда в 13 часов вперёд пошли пехота и танки, выяснилось, что основные огневые средства и оборонительные позиции противника уцелели, а его пехота понесла лишь незначительные потери. Немцы оказывали яростное сопротивление. Бои сразу же приняли упорный и затяжной характер. Лишь вечером бригады 4-го танкового корпуса прорвались через передний край противника и пошли в сторону Горшечного (генерал Кравченко удачно выбрал место удара). Вслед за танками двинулись стрелковые части 40-й армии.
Переход в наступление нашей южной ударной группировки, глубокий и стремительный прорыв советских танков всполошили гитлеровское командование. Стальная крышка могла захлопнуть большой воронежский котёл со всем его содержимым. Надо было спасать 2-ю армию, и прежде всего части 7-го корпуса, застрявшие в кварталах Воронежа. Противник, прикрывая спешное отступление из города, открыл ураганный артиллерийский огонь. Стрельба была неприцельной, снаряды рвались не только на нашем переднем крае, но и далеко за пределами его - в Отрожке, Придаче, Масловке. В хаосе артиллерийской пальбы стали раздаваться взрывы большой мощности. В центральной части города высоко в небо взметывались языки яркого пламени, густые облака пыли и дыма.
Командующий фронтом генерал Голиков приказал командармам 38-й и 60-й армий двинуть свои войска на врага утром 25 января.
Но стоит ли ждать утра? Этот вопрос задавал себе Черняховский, получив новое указание из штаба фронта. До рассвета противник может уйти. Нельзя предоставлять ему такую возможность. И командарм приказал генералу Ф.И. Перхоровичу, полковнику М.А. Бушину и подполковнику Н.Ф. Ментюкову немедленно двинуть свои части вперёд.
Командиры частей предвидели такой оборот событий. Каждый из них уже послал передовые батальоны на перехват путей отступающих гитлеровцев. И вот настало время вводить в бой основные силы. На позиции врага и пути его отступления обрушила снаряды наша артиллерия.
Была середина ночи, но цели были видны хорошо. Улеглась метель, небо посветлело, и временами сквозь поредевшие тучи проглядывала луна. Была закрыта и дорога на запад. К разъезду Подклетное, к посёлку 1 Мая прорвались наши передовые батальоны, перехватили обозы и колонны фашистов, отрезали им путь к Дону.
К 6 часам утра основные силы 121-й дивизии вышли на семилукскую дорогу и железнодорожную ветку, ведущую на Курск. Головные подразделения 383-го стрелкового полка с ходу атаковали врага у посёлка 1 Мая. Воины под командованием лейтенантов Петра Ковалева, Ивана Михайловича, Файзуллы Садыкова и Ивана Сиротина первыми ворвались в траншеи фашистов. Завязался ближний бой. С флангов ударили другие подразделения. Враг был полностью уничтожен. В этой последней схватке на подступах к Дону погибло 26 советских воинов. Среди них были и те, кто не раз отличался в оборонительных боях за Воронеж, — сибиряк Иван Симоненко, москвич Василий Малахов, борисоглебец Иван Клейменов, ереванец Шайбаз Петросян.
Части 100-й и 121-й дивизий выходили к Дону у Семилук и Девицы.
Когда в городе начала затухать перестрелка, с юга донесся грозный гул орудий. Это перешли в наступление основные силы 60-й армии.
Пытаясь сдержать натиск наших дивизий и дать возможность главным силам 2-й армии спастись бегством, немецко-фашистское командование делало всё возможное, чтобы удержать свои позиции у Кочетовки. Здесь завязалась упорная борьба за многочисленные опорные пункты. Но выдержать удары наших частей гитлеровцы не могли. Части 322-й стрелковой дивизии полковника Г.Н. Терентьева прорвали вражеские укрепления и устремились ко Второй Еманче.
Не выдержал противник и атак 232-й дивизии полковника И.И. Улитина у Кочетовки. В разгроме крупного гарнизона этого опорного пункта важную роль сыграли решительные и инициативные действия заместителя командира дивизии подполковника С.Н. Перекальского. Объединив несколько батальонов, он повёл их в обход села и нанёс неожиданный удар с тыла. Будучи раненным, Перекальский продолжал руководить боем. Враг был разгромлен. На поле боя осталось до двух тысяч вражеских трупов, 600 гитлеровцев сдались в плен. За смелость, инициативу и умелое руководство войсками подполковнику С. Н. Перекальскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Успешно действовали при прорыве вражеской обороны части 303-й стрелковой дивизии, 14-й и 150-й танковых бригад. В результате решительного продвижения частей ударной группировки 60-й армии до десяти тысяч гитлеровцев было окружено в районе Хохла.
Обтекая группировку противника с флангов, войска Воронежского фронта шли на запад, перехватывали пути отступления вражеских частей, громили гарнизоны опорных пунктов.
Наступление советских войск продолжало развиваться. В ночь на 28 января правофланговые части 60-й армии сломили сопротивление фашистов на западном берегу Дона у Семилук и устремились к станции Латная. К Нижнедевицку уже подходили левофланговые соединения армии — 232, 303 и 322-я стрелковые дивизии, другие соединения и части. К концу месяца в районе Нижнедевицка была ликвидирована последняя группировка разгромленной наголову 2-й немецкой армии. Этим завершилось полное освобождение воронежской земли от оккупантов.
Тем временем перераспределение основных сил на внешний фронт окружения позволяло 40-й и 60-й армиям быстрыми темпами наступать на запад. К исходу 8 февраля войска 60-й армии, продвинувшись с рубежа реки Тим на 80 км, овладели крупным узлом обороны противника и крупным железнодорожным узлом — городом Курском. Войска 40-й армии, продвинувшись на 90 км, завязали бои за Белгород и к 9 февраля полностью очистили его от противника.
17 февраля Воронежско-Касторненская операция завершилась.
В ходе Воронежско-Касторненской операции были разбиты 11 дивизий противника, за пять дней наступления только части 60-й армии уничтожили около 10 тысяч фашистов и пленили почти 7 тысяч.
Подводя итоги закончившейся операции, Совинформ бюро сообщило, что в ходе наступления наших войск западнее Воронежа было уничтожено 17 тысяч гитлеровцев, а взято в плен 27 тысяч. Трофеи наших войск составляли 134 танка, 516 орудий, 149 миномётов, 2301 автомашина, 32 железнодорожных эшелона, 162 склада с различным военным имуществом.
В итоге Воронежско-Касторненской операции была освобождена большая часть Воронежской и Курской областей, в частности города Старый Оскол и Воронеж. Немецкий фронт на данном направлении рухнул, в нём образовалась 400-километровая брешь от Ливны до Купянска.
Анализируя события этого периода (Острогожско-Россошанскую и Воронежско-Касторненскую операции), бывший гитлеровский генерал Бутлар писал впоследствии: «Итог, который гитлеровскому командованию пришлось подвести на этом участке фронта в конце января 1943 года, был поистине тяжёлым. За 14 дней русского наступления группа армий «Б» была почти полностью разгромлена».
Текст: Алексей Исаев.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
Семилуки Воронежской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.