В городе Новосокольники Псковской области прошла церемония передачи фрагментов самолёта Як–7Б, сбитого зенитной батареей фашистов в годы Великой Отечественной войны. Псковским поисковикам удалось по номеру двигателя выяснить, что данный самолёт под управлением Мурада Оздоева был сбит 25 января 1944 года.
«Как псковские поисковики получили соответствующее подтверждение из Центрального архива Министерства обороны РФ, со мной связался заместитель Руководителя Псковской областной военно-патриотической поисковой общественной организации "След пантеры" Александр Маркие и сообщил о такой радостной вести. Я сразу же связался со своими коллегами-поисковиками из Ингушетии и поделился данной информацией. Поисковики из Ингушетии выразили своё желание перевезти фрагменты самолёта из Псковской области в Ингушетию», — рассказал Член Общественной палаты РФ и ЧР - Руководитель регионального отделения ООД «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.
На церемонию передачи из Чеченской Республики приехал Член Общественной палаты РФ и ЧР - Руководитель регионального отделения Поискового движения России в ЧР Иса Сардалов, министр по делам молодёжи и туризма Республики Ингушетия Адам Мальсагов, заместитель командира поискового отряда «Патриот» Магомед Муружев.
Также все участники той экспедиции, в ходе которой был найден самолёт Мурада Оздоева, были награждены государственными наградами: медалью «100 лет государственности Республика Ингушетия», «80 лет Битве за Кавказ. Терский Рубеж» и «Активному участнику «Поискового движения России в Чеченской Республике» и почётным знаком «Активному добровольцу «Поискового движения России в Чеченской Республике».
Оздоев Мурад Ахмедович родился 10 марта 1922 года в Назрани. После окончания школы работал на предприятиях Грозного. Окончил Грозненский аэроклуб. В 1940 году начал службу в Красной армии. В 1941 году окончил Армавирскую военную авиационную школу пилотов.
Воевал на Западном, Сталинградском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах в составе 431-го истребительного авиационного полка. Летал на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9. В сентябре 1941 года в воздушных боях на Орловском направлении записал на свой счёт первый сбитый самолёт противника. За период войны совершил 248 боевых вылетов и лично сбил 8 самолётов противника.
25 января 1944 года при выполнении прикрытия штурмовки железнодорожной станции Маево Новосокольнического района Псковской области истребитель Оздоева был повреждён попаданием зенитного снаряда. Потеряв управление самолётом, Оздоев в последний момент выбросился с парашютом. Получил тяжёлые ранения и в бессознательном состоянии был пленён. Находился в различных фашистских лагерях в Восточной Пруссии и Чехословакии. Дважды безуспешно пытался бежать. 8 мая 1945 года лагерь, в котором находился Мурад Оздоев, был освобождён советскими войсками.
После освобождения Оздоев вернулся в свой полк. Его восстановили в звании и назначили командиром звена. Но в январе 1946 года по требованию органов госбезопасности был уволен из Вооружённых Сил и выслан к своей семье в Акмолинскую область Казахстана. В 1957 году вернулся в Назрань.
Указом Президента Российской Федерации № 477 от 8 мая 1995 года за мужество и героизм в Великой Отечественной войне младшему лейтенанту авиации в отставке Оздоеву Мураду Ахмедовичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Умер Мурад Оздоев 25 февраля 1999 года.
Отметим, что фрагменты самолёта перевезут чеченские и ингушские поисковики и передадут в один из музеев Республики Ингушетии.
Фото: Поисковое движение России.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: