На фотографии известного фронтового фотокорреспондента Михаила Амосовича Каше запечатлен тяжело раненый, с обожженным и иссеченным осколками лицом, командир 161-го истребительного авиационного полка 330-й истребительной авиационной дивизии 14-й воздушной армии Ленинградского фронта майор Павел Георгиевич Кафтанов. Фотография сделана в тот момент, когда за раненым летчиком ухаживает военный врач, капитан медицинской службы Евгения Николаевна Сулимова.
О летчике Кафтанове, вернувшемся к жизни и боевой работе
4 августа 1944 года командир 161-го истребительного авиационного полка майор Павел Кафтанов, будучи ведущим шестерки Ла-5ФН, вылетел на прикрытие боевых порядков наземных войск. В паре со своим ведомым Борисом Кобызевым они атаковали группу из 4-х немецких бомбардировщиков, которые шли бомбить нашу переправу. Советским летчикам удалось дерзкой атакой сбить ведущего бомбардировщика, остальные заметались, стали сбрасывать бомбы куда попало.
Переправа была спасена. Но на наших летчиков навалились подошедшие 12 немецких истребителей. В воздушном бою с превосходящим противником Кафтанов смелым маневром и точным огнем сбил одного. Его боевым друзьям удалось подбить еще двоих. Но и Ла-5ФН майора Кафтанова был подожжен, фонарь его кабины сорвало, приборную доску разбило и ее осколки впились в лицо летчику, заливая кровью. Лицо и руки Павла Кафтанова были обожжены, но, превозмогая страшную боль, он смог произвести посадку на свой аэродром и нашел последние силы, чтобы покинуть кабину горевшего самолета.
Летчика в срочном порядке доставили в Ленинградский эвакуационный госпиталь № 1117, а так как Кафтанов был без сознания, а его внешний вид был, прямо скажем, страшен, то его посчитали умершим и оправили… в морг. И лишь телефонный звонок командующего 14-й Воздушной Армией генерал-лейтенанта авиации И.П. Журавлева, беспокоящегося о своем подчиненном командире, заставил медиков проверить состояние летчика и незамедлительно приступить к его лечению. Проведя в ленинградском госпитале больше двух месяцев, и так и не завершив лечения, 12 октября майор Павел Кафтанов покидает госпиталь, а с 22 октября вновь приступает к командованию полком.
Более того, Павел Георгиевич продолжал воевать непосредственно в воздухе, совершая боевые вылеты, хотя из-за сгоревших век слезились глаза, ему приходилось летать в черных очках.
Вот о чем нам поведала фронтовая фотография: о героизме, мужестве и преданности авиации советского летчика Великой Отечественной войны Павла Георгиевича Кафтанова.
Послевоенный период летчика Кафтанова и память о нем
После войны Павел Кафтанов продолжил службу в Военно-Воздушных Силах Советского Союза на командных должностях. За годы своей летной службы он освоил многие типы истребителей, включая и реактивные МиГ-17 и Як-15, в отставку ушел в 1958 году с должности заместителя командира авиационного корпуса, в воинском звании генерал-майора авиации.
А в историко-краеведческом музее Дятьковского района Брянской области имеется выставка, рассказывающая о жизни и боевой биографии генерал-майора авиации. Здесь представлены личные вещи Павла Георгиевича, его форма, элементы снаряжения, в частности личный летный шлем летчика-героя, бережно сохраненные и переданные в дар музею его дочерью Надеждой.
Это действительно был человек удивительной судьбы: сирота, пробившийся через все трудности и невзгоды в небо, в авиацию, героически воевавший и добившийся значимых успехов на летной стезе. Уникальным экспонатом является также книга «Товарищ военврач», в одной из глав которой рассказывается о тяжелейшем ранении, которое получил Павел Георгиевич в боях с немецко-фашистскими захватчиками, но был выхожен военврачом Евгенией Сулимовой, после чего продолжал летать и сражаться с ненавистным врагом.
Автор: Владимир Касьянов. Информационное агентство «Минская правда».
Изображение (фото): Военный корреспондент газеты «Боевая тревога» Михаил Каше
Участники событий и другие указанные лица: